|
"П-1" (до 15.09.1934 – "Правда") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 189, г. Ленинград заводской № 218 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
22.06.1941 – 09.1941 |
|
Карьера |
22.06.1941 – 09.1941 |
|
Боевой результат |
1 транспортный поход в Великой Отечественной
войне (1-2 суток). Побед нет. {1} |
|
Судьба |
10.09.1941-11.09.1941 пропала без вести в Финском заливе, выполняя 1-й транспортный поход на Ханко. |
В 11.1930 подводную лодку предполагалось назвать "Правдист".
21.05.1931 заложена на заводе № 189 в г. Ленинград (заводской № 218) под названием "Правда" (головная подводная лодка IV серии).
03.01.1934 спущена на воду.
15.09.1934
получила новое литерно-цифровое обозначение "П-1".
12.09.1935 совершила пробное погружение на
глубину 72,5 метра без экипажа на гинях спасательного судна-катамарана
"Коммуна". На этой глубине лодка выдерживалась в течение 1 часа 56
минут и не имела каких-либо остаточных деформаций корпуса.
09.06.1936 подписан приемный акт.
23.07.1936 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В период с 12.1937 по 06.11.1939 проходила капитальный ремонт и модернизацию.
В 11.1940 вместе с подводными лодками "П-2" и "П-3" совершила групповое плавание по Балтийскому морю с заходом в Таллин, Ригу и Либаву (Лиепая).
К началу Великой Отечественной войны находилась в Ораниенбауме в организационном периоде в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок под командованием капитан-лейтенанта И.А. Логинова.
07.09.1941 было принято решение о привлечении лодки для транспортировки грузов на Ханко.
08.09.1941 перешла из пункта постоянного базирования Ораниенбаум в Кронштадт, где, выгрузив торпеды, приняла груз для гарнизона Ханко.
1-й транспортный поход (1-2 суток):
09.09.1941 в 08.00 вышла из Кронштадта на Ханко, имея на борту 19,6 тонн груза (154 ящика консервов; 200 100-мм, 100 76-мм и 100 45-мм выстрелов; до 2 тонн медикаментов и другие грузы). Лодку сопровождали базовый тральщик "БТЩ-211" и сторожевой катер. Вечером в районе острова Гогланд эскорт расстался с "П-1". Планировалось, что лодка совершит дальнейший переход в надводном положении ходом 18 узлов.
В течение похода лодка на связь не выходила и в точку рандеву 11.09.1941 не прибыла (54 члена экипажа погибло).
Возможные причины гибели лодки:
1. Подрыв 10.09.1941
– 11.09.1941 на мине заграждений "Юминда" или "Корбетта".
2. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Примечания:
{1} Статистика
боевой службы по [3, с.102]:
срок боевой службы – 2,6 месяца (22.06.1941
– 11.09.1941); 1 транспортный поход.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Балтийский флот. – М.: "Полигон", Комбат № 3, 2001. – 96 с.: ил.
Дата последнего изменения: 16.01.2008.