"П-1"

(до 15.09.1934 – "Правда")

 

 

Серия

IV

 

Дата закладки

21.05.1931

Завод № 189, г. Ленинград

заводской № 218

Дата спуска на воду

03.01.1934

Дата подписания приемного акта

09.06.1936

Командиры

22.06.194109.1941

И.А. Логинов

Карьера

23.07.1936

22.06.194109.1941

Краснознаменный Балтийский флот

Отдельный учебный дивизион подводных лодок КБФ

Боевой результат

1 транспортный поход в Великой Отечественной войне (1-2 суток). Побед нет. {1}

Судьба

10.09.1941-11.09.1941 пропала без вести в Финском заливе, выполняя 1-й транспортный поход на Ханко.

В 11.1930 подводную лодку предполагалось назвать "Правдист".

21.05.1931 заложена на заводе № 189 в г. Ленинград (заводской № 218) под названием "Правда" (головная подводная лодка IV серии).

03.01.1934 спущена на воду.

15.09.1934 получила новое литерно-цифровое обозначение "П-1".

12.09.1935 совершила пробное погружение на глубину 72,5 метра без экипажа на гинях спасательного судна-катамарана "Коммуна". На этой глубине лодка выдерживалась в течение 1 часа 56 минут и не имела каких-либо остаточных деформаций корпуса.

09.06.1936 подписан приемный акт.

23.07.1936 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В период с 12.1937 по 06.11.1939 проходила капитальный ремонт и модернизацию.

В 11.1940 вместе с подводными лодками "П-2" и "П-3" совершила групповое плавание по Балтийскому морю с заходом в Таллин, Ригу и Либаву (Лиепая).

К началу Великой Отечественной войны находилась в Ораниенбауме в организационном периоде в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок под командованием капитан-лейтенанта И.А. Логинова.

07.09.1941 было принято решение о привлечении лодки для транспортировки грузов на Ханко.

08.09.1941 перешла из пункта постоянного базирования Ораниенбаум в Кронштадт, где, выгрузив торпеды, приняла груз для гарнизона Ханко.

1-й транспортный поход (1-2 суток):

09.09.1941 в 08.00 вышла из Кронштадта на Ханко, имея на борту 19,6 тонн груза (154 ящика консервов; 200 100-мм, 100 76-мм и 100 45-мм выстрелов; до 2 тонн медикаментов и другие грузы). Лодку сопровождали базовый тральщик "БТЩ-211" и сторожевой катер. Вечером в районе острова Гогланд эскорт расстался с "П-1". Планировалось, что лодка совершит дальнейший переход в надводном положении ходом 18 узлов.

В течение похода лодка на связь не выходила и в точку рандеву 11.09.1941 не прибыла (54 члена экипажа погибло).

Возможные причины гибели лодки:

1. Подрыв 10.09.194111.09.1941 на мине заграждений "Юминда" или "Корбетта".

2. Ошибка личного состава или отказ техники.

Примечания:

{1} Статистика боевой службы по [3, с.102]: срок боевой службы – 2,6 месяца (22.06.194111.09.1941); 1 транспортный поход.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Балтийский флот. – М.: "Полигон", Комбат № 3, 2001. – 96 с.: ил.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 16.01.2008.